Текст #000863

 

Как-то Амосов сказал, что «впереди при наших операциях сердечных предстоит тяжелая борьба, исход которой остается неясным. Никогда не ясным».

Приблизительно так сказал о будущем фильме и режиссер Тимур Золоев, отвечая на вопрос Амосова, уверен ли режиссер в успехе. Этим ответом и подкупил режиссер Николая Михайловича.

На мой взгляд, фильм «Николай Амосов» — лучшая работа этого режиссера. Его умение сосредоточить внимание на человеке, почувствовать индивидуальность, умение подчинить воспроизводимому характеру манеру рассказа принесло успех одной из его первых картин — короткометражке «Гимнаст» и его недавней большой работе «Шахтерский характер». Искусство режиссера — в дерзости глазомера, в умении сделать пластичной мысль, передать человеческие эмоции в нарастающей последовательности.

Отрадно, что в ленте об Амосове нет пресловутого «вегетативного» размножения кадров, чем больны многие фильмы последних лет. Есть взрывы между кадрами, извергающие образ, мысль.

Вот почему мы рядовую победу хирурга над болезнью Людочки Косолаповой невольно воспринимаем как высокое художественное обобщение, как кинематографическую метафору большой эмоциональной силы.

Амосов произносит эту мысль увлеченно, восторженно. Здесь, в картине о Николае Михайловиче, она послужила заключительным мажорным аккордом, по-своему обобщив фильм о большой духовной наполненности жизни нашего современника.

Мы ищем героя наших дней. В художественных картинах, в пьесах, в книгах. А тем временем ходит по земле человек, любящий мир безвозмездно, с вечной ношей забот и волнений, высокий челом, с гордым и неразменным словом, богатый, щедрый душой. Его сердце в живых. Он выстраивает светлое здание веры в разум человека, общение с ним поднимает наше самосознание.

Фильм о Николае Михайловиче — не только увлекательный разговор о личности, о замечательном человеке наших дней, но и свидетельство художественной силы документального киноискусства.

Эта фраза — «Давайте попробуем», — столь существенна для автора, что он пользуется ею неоднократно. «Давайте попробуем» — относится ко всему замыслу, потому что умение пробовать, рисковать, а не откладывать решения «до поры», куда более существенно для нашего жизненного развития, чем узко взятые проблемы градостроительства. «Давайте попробуем»... Давайте попробуем жить иначе, больше любить людей, больше им доверять, больше ценить талант, не угнетать его мелочными придирками. Искать, пробовать, экспериментировать. Без этого нет движения вперед. Мысль эта настолько серьезна и важна, что ее можно было бы посчитать лейтмотивом картины, о которой мы хотели рассказать.

...В Норильске Сергей Аполлинарьевич Герасимов снимает основные эпизоды своего нового фильма «Градостроители». От Москвы до Норильска свыше трех тысяч километров. Лечу в Норильск. Можно, конечно, поездом до Красноярска, потом пароходом по Енисею до Дудинки, потом электричкой... Долго. Самолетом пять часов. Если нет метели или чего еще, когда аэродромы закрывают и сидишь в каком-нибудь незапланированном маршрутом населенном пункте, проклиная все на свете. Зато появляется время на размышления, соответствующие теме.

Скажем, вот такое: тема градостроительства весьма обширна. Но почему для ее решения необходимо забираться в Норильск? Однако стоило мне приехать в Норильск, как я понял, с какой точностью выбран был этот город. И первым помог мне это понять заместитель председателя горисполкома Владимир Иванович Венгеров.

Мне представляется, что тема градостроительства в широком понимании — не в строительно-техническом, а в социально-нравственном, в общественном — является одной из важнейших тем нашего времени.

Как создаются города? Почему вдруг появляются узлы, где начинает строиться город? История отвечает на это так: или это крепость, ну, скажем, Петербург на Неве или Хабаровск на Амуре; или город на пересечении торговых путей — Нижний Новгород, Москва. Посмотрите фото ночных бабочек по вызову. Тут проститутки на Комендантском с реальными фотками

 

Вернуться назад