Текст #000680

 

В то же время, образ Астрова наполняется Бондарчуком глубокими философскими раздумьями о времени, его трагедиях, о смысле и бессмыслице жизни. Его Астров способен к крупным, непримиримым схваткам с пошлостью. Артист настойчиво подчеркивает в образе и Астрова и Дымова ту особую чеховскую поэтичность, которая оказалась утерянной в некоторых недавних постановках пьес Чехова на московской сцене, хотя бы в «Трех сестрах» в театре на Малой Бронной. Ту чеховскую поэтичность, которая позволяла поднимать таких людей, как Астров и Дымов, над бедной и тусклой действительностью, позволяла угадывать лучшие черты русского человека с его острой враждебностью к жизни, лишенной труда и смысла.

Свои пьесы Чехов называл «маленькими романами». Жизненное содержание в них действительно предельно спрессовано и требует и от актеров высокой концентрации мыслей и чувств, но на протяжении обычно очень несложной фабулы.

Иные художественные задачи стояли перед Бондарчуком как актером при встрече с толстовским Пьером Безуховым, характер которого дается автором на протяжении многостраничного романа. Если с Дымовым и Астровым мы знакомимся на крутом переломе их судеб и остаемся вместе то ли несколько дней, то ли в течение двух-трех лет, то Пьер на наших глазах проживает длинную жизнь, богатую событиями, закаляющую и трудно, медленно выкристаллизовывающую истинное зерно его характера. Самый же характер этот сродни у Бондарчука его чеховским героям. И свою главную тему Бондарчук развивает здесь тоже как тему преодоления, как тему становления, нравственной стойкости, особо на этот раз выделяя еще и тему патриотического самосознания русского человека, пробуждающегося в Пьере. Близорукий увалень, чудак, полный всевозможных иллюзий и прекраснодушных представлений, Пьер проходит огромный внутренний путь — от незнания, куда приложить свои силы, до готовности пожертвовать ради Родины своей жизнью. И здесь на помощь Бондарчуку-актеру приходит Бондарчук — режиссер фильма «Война и мир». Строя вслед за автором романа картины жизни Пьера в Москве на фоне развертывающихся в это же самое время военных баталий, Бондарчук-режиссер умеет придать особую глубину и значительность мыслям и чувствам Бондарчука — Пьера, особенно тому чувству крепнущего национального самосознания, которое по-особому остро волнует его как актера в судьбе героя Толстого, умеет вскрыть значительность этих мыслей и чувств Пьера по контрасту с мыслями и чувствами других героев картины.

Уже начиная с вечера у Шерер в Петербурге, где мы впервые встречаем Пьера, нас не покидает ощущение его одинокости. И потом постоянно — и в минуты разговора с Андреем Болконским, уходящим на войну, и в Москве, у Ростовых, когда хозяйка дома отчитывает Пьера за выходку с квартальным, которого он посадил на медведя, — с лица героя Бондарчука не сходит растерянная, извиняющаяся улыбка. Жизнь идет мимо Пьера, и он, не имея сил сопротивляться привычному для себя укладу, все же то и дело приходит в какое-то странное, удивительное для него самого соприкосновение с ней. То же происходит в минуту объяснения с Элен, когда она ждет этого объяснения, а он скован каким-то самому ему не ясным смятением и, несмотря на мучающую его страсть, не может произнести ни слова. И когда родители Элен торопливо благословляют Пьера и дочь, на лице у него — угрюмая нерешительность.

И дуэль, которая происходит у него затем с Долоховым, в особенности то обстоятельство, что он, Пьер, ранил противника, а сам остался невредим, — все это вызывает у героя Бондарчука не боль, не страдание, а скорее удивление, правда, смешанное с болью и сознанием своей вины перед чем-то высшим. И даже разрыв с женой проходит для Пьера, как по касательной, не задевая настоящих глубин его души. Настоящая же внутренняя жизнь Пьера открывается лишь в разговоре с Андреем Болконским, когда они долго, для экрана невероятно долго, гуляют по громадной весенней аллее в родовой усадьбе Болконских. В этом все длящемся и длящемся разговоре о добре и зле, счастье и несчастье мы как бы погружаемся вместе с актером в мир заветных толстовских мыслей. И это как раз те мысли, которые заполняют сознание Пьера и вносят смысл и цель в его жизнь. Строительство каркасных домов - строительство каркасных домов

 

Вернуться назад